Инновационная деятельность, направленная на внедрение парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», с целью разработки системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Инновационная деятельность, направленная на: - профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с воспитанниками старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе группах и реализующих парциальную образовательную программу дошкольного образования «От Фрёбеля до робота», развитие методической компетентности педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста; - обновление содержания дошкольного образования с учётом технического контента в дошкольных образовательных организациях в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования, заданными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и подходами к оценке качества дошкольного образования, зафиксированными Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (далее – ПООП ДО). Актуальность и новизна деятельности В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Решение данной проблемы позволит на федеральном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности. Новизна деятельности обусловлена выбором для системного внедрения в практику дошкольных образовательных организаций программно-методического комплекса парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемый программно-методический комплекс включает в себя парциальную образовательную программу «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», учебно-методические и дидактически пособия, специальные инструменты и измерители для проведения оценки и самооценки качества образования детей старшего дошкольного возраста в ДОО: от наблюдения за развитием каждого ребенка до определения качества условий организации образовательного пространства и деятельности всех сотрудников ДОО (по определенным критериям). Программно-методический комплекс «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» ориентирован на создание в дошкольных образовательных организациях системы оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество образования детей старшего дошкольного возраста. При этом обратная связь предоставляется в форме, которая позволяет в полной мере оценивать степень соответствия текущего состояния образовательной системы ДОО прогнозируемому состоянию, определенному нормативными документами, регулирующими деятельность дошкольной организации, основной образовательной программой ДОО и требованиями всех участников образовательных отношений. Таким образом, предлагаемый программно-методический комплекс инновационной парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» является основой для моделирования содержания образования детей старшего дошкольного возраста, соответствующего социальному заказу со стороны государства и семьи, ФГОС ДО и новым подходам к организации первого уровня образования. Объект инновационной деятельности Организация качественного образования детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «ДС №157 г. Челябинска» с учетом особенностей региона и конкретно условий дошкольной образовательной организации Предмет инновационной деятельности Модернизация системы образования детей старшего дошкольного возраста в ДОО в соответствии с актуальными нормативно-правовыми требованиями, на основе материалов инновационной парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» и методического комплекса. Цель и задачи инновационной деятельности Внедрение системной модели организации качественного образования детей старшего дошкольного возраста в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ПООП ДО и другими актуальными нормативно-правовыми документами на основе программно-методического комплекса и парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Основные задачи: 1.Изучение психолого-педагогических условий разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования Российской Федерации. 2.Исследование инновационного потенциала изучения технических наук детей старшего дошкольного возраста в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС 3.Разработка, апробация и внедрение инновационной модели научно-методического сопровождения дошкольных образовательных организаций, реализующих инновационную парциальную образовательную программу «От Фрёбеля до робота» в условиях образования детей старшего дошкольного возраста. 4.Разработка, апробация и внедрение технологий научно-методического и организационно-педагогического сопровождения дошкольных образовательных организаций, реализующих парциальную образовательную программу ««От Фрёбеля до робота» в условиях образования детей старшего дошкольного возраста. 5.Разработка региональных моделей и проектов формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования. 6.Изучение и обобщение инновационного опыта дошкольных образовательных организаций, реализующих парциальную образовательную программу ««От Фрёбеля до робота» в разных регионах Российской Федерации. 7.Обоснование профессиограммы и требований к компетенциям специалиста для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации парциальной образовательную программу «От Фрёбеля до робота». 8.Становление экспертной системы оценки качества образования детей старшего дошкольного возраста; создание межрегионального экспертного сообщества, способного компетентно решить эту задачу. 9.Развитие форм (телемосты, конференции, семинары, круглые столы, коммуникативные площадки, вебинары) и технологий сетевого взаимодействия, в т.ч. дистанционного и очного консультирования специалистов, занимающихся образованием детей старшего дошкольного возраста: ученых (педагогов и психологов) из системы научных учреждений Российской академии образования; преподавателей вузов, специалистов системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 10.Создание системы информационно-методической поддержки исследовательской деятельности специалистов в образовательных учреждениях разных регионов Российской Федерации, включая подготовку публикаций (тезисов, статей, методических рекомендаций и учебно-методических пособий), обмен информацией о проходящих мероприятиях, отчетов о работе региональных организаций, анонсов на сайтах участников сетевой инновационной площадки. 11.Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки работников образования, включая разработку модульных программ повышения квалификации и подготовку тьюторов. 12.Обобщение опыта сетевого взаимодействия и освещение (презентация) его результатов в ведущих профильных изданиях РФ. Концепция инновационной деятельности Изменения требований к качеству образования детей старшего дошкольного возраста обусловлены изменяющейся социокультурной ситуацией развития детства, направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, модернизацией системы дошкольного образования РФ, изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования. Новые требования к качеству образования в свою очередь определяют необходимость в современных моделях и технологиях организации образовательной среды и образовательной деятельности в соответствии с ФГО ДО и ПООП ДО. Инновационная деятельность предоставит возможности моделирования системы условий для качественного образования детей старшего дошкольного возраста в системе отечественного дошкольного образования (с учетом особенностей регионов), обеспечит дошкольные образовательные организации конкретными рекомендациями по организации образования детей старшего дошкольного возраста и оценке его качества. На первом этапе инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации должна быть создана «команда изменений», в которую должны войти, с одной стороны, руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, специалисты ДОО, представители семей воспитанников организации. Включаем в команду представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО. Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа: 1.Подготовительный (анализ условий, подготовка кадров, ознакомление с программно-методическим комплексом, определение модели предметной игровой техносреды в ДОУ) –декабрь 2020 г.– декабрь 2021 г.; 2.Основной (этап реализации содержания программы в образовательной деятельности ДОУ) – январь 2022г. – декабрь 2024г; 3.Заключительный (подведение итогов, обобщение опыта работы, публикации, презентации и др. формы трансляции достигнутых результатов) – январь 2025г.– июнь 2025г.
Парциальная образовательная программа "От Фрёбеля до робота" Положение об инновационной деятельности МБДОУ "№157 г.Челябинска" Апробационный план работы сетевых инновационных площадок Заявление на присвоение статуса "Сетевой инновационной площадки по теме "Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования "От Фрёбеля до робота""" Информация по инновационной площадке Приказ №10 от 07.04.2021 "О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России»" Соглашение о сотрудничестве №221 от 15 марта 2021 АНО ДПО "Национальный исследовательский институтвсероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольногообразования "Воспитатели России"" и МБДОУ "ДС №157 г.Челябинска"