Инновационая деятельность

В апреле 2021 года нашему детскому саду был присвоен статус ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Направление деятельности инновационной площадки

Инновационная деятельность, направленная на внедрение парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», с целью разработки системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Инновационная деятельность, направленная на:

— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с воспитанниками старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе группах и реализующих парциальную образовательную программу дошкольного образования «От Фрёбеля до робота», развитие методической компетентности педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;

— обновление содержания дошкольного образования с учётом технического контента в дошкольных образовательных организациях в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования, заданными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и подходами к оценке качества дошкольного образования, зафиксированными Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (далее – ПООП ДО).

Актуальность и новизна деятельности

В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. 

Решение данной проблемы позволит на федеральном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

Новизна деятельности обусловлена выбором для системного внедрения в практику дошкольных образовательных организаций программно-методического комплекса парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый программно-методический комплекс включает в себя парциальную образовательную программу «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», учебно-методические и дидактически пособия, специальные инструменты и измерители для проведения оценки и самооценки качества образования детей старшего дошкольного возраста в ДОО: от наблюдения за развитием каждого ребенка до определения качества условий организации образовательного пространства и деятельности всех сотрудников ДОО (по определенным критериям).

Программно-методический комплекс «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» ориентирован на создание в дошкольных образовательных организациях системы оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество образования детей старшего дошкольного возраста. При этом обратная связь предоставляется в форме, которая позволяет в полной мере оценивать степень соответствия текущего состояния образовательной системы ДОО прогнозируемому состоянию, определенному нормативными документами, регулирующими деятельность дошкольной организации, основной образовательной программой ДОО и требованиями всех участников образовательных отношений.

Таким образом, предлагаемый программно-методический комплекс инновационной парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» является основой для моделирования содержания образования детей старшего дошкольного возраста, соответствующего социальному заказу со стороны государства и семьи, ФГОС ДО и новым подходам к организации первого уровня образования.

Объект инновационной деятельности

Организация качественного образования детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «ДС № 157 г. Челябинска» с учетом особенностей региона и конкретно условий дошкольной образовательной организации

Предмет инновационной деятельности

Модернизация системы образования детей старшего дошкольного возраста в ДОО в соответствии с актуальными нормативно-правовыми требованиями, на основе материалов инновационной парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» и методического комплекса.

Цель и задачи инновационной деятельности

Внедрение системной модели организации качественного образования детей старшего дошкольного возраста в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ПООП ДО и другими актуальными нормативно-правовыми документами на основе программно-методического комплекса и парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Основные задачи:

  1. Изучение психолого-педагогических условий разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования Российской Федерации.
  2. Исследование инновационного потенциала изучения технических наук детей старшего дошкольного возраста в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС
  3. Разработка, апробация и внедрение инновационной модели научно-методического сопровождения дошкольных образовательных организаций, реализующих инновационную парциальную образовательную программу «От Фрёбеля до робота» в условиях образования детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработка, апробация и внедрение технологий научно-методического и организационно-педагогического сопровождения дошкольных образовательных организаций, реализующих парциальную образовательную программу ««От Фрёбеля до робота» в условиях образования детей старшего дошкольного возраста.
  5. Разработка региональных моделей и проектов формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
  6. Изучение и обобщение инновационного опыта дошкольных образовательных организаций, реализующих парциальную образовательную программу ««От Фрёбеля до робота» в разных регионах Российской Федерации.
  7. Обоснование профессиограммы и требований к компетенциям специалиста для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации парциальной образовательную программу «От Фрёбеля до робота».
  8. Становление экспертной системы оценки качества образования детей старшего дошкольного возраста; создание межрегионального экспертного сообщества, способного компетентно решить эту задачу.
  9. Развитие форм (телемосты, конференции, семинары, круглые столы, коммуникативные площадки, вебинары) и технологий сетевого взаимодействия, в т.ч. дистанционного и очного консультирования специалистов, занимающихся образованием детей старшего дошкольного возраста: ученых (педагогов и психологов) из системы научных учреждений Российской академии образования; преподавателей вузов, специалистов системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
  10. Создание системы информационно-методической поддержки исследовательской деятельности специалистов в образовательных учреждениях разных регионов Российской Федерации, включая подготовку публикаций (тезисов, статей, методических рекомендаций и учебно-методических пособий), обмен информацией о проходящих мероприятиях, отчетов о работе региональных организаций, анонсов на сайтах участников сетевой инновационной площадки.
  11. Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки работников образования, включая разработку модульных программ повышения квалификации и подготовку тьюторов.
  12. Обобщение опыта сетевого взаимодействия и освещение (презентация) его результатов в ведущих профильных изданиях РФ.

Концепция инновационной деятельности

Изменения требований к качеству образования детей старшего дошкольного возраста обусловлены изменяющейся социокультурной ситуацией развития детства, направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, модернизацией системы дошкольного образования РФ, изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования. Новые требования к качеству образования в свою очередь определяют необходимость в современных моделях и технологиях организации образовательной среды и образовательной деятельности в соответствии с ФГО ДО и ПООП ДО.

Инновационная деятельность предоставит возможности моделирования системы условий для качественного образования детей старшего дошкольного возраста в системе отечественного дошкольного образования (с учетом особенностей регионов), обеспечит дошкольные образовательные организации конкретными рекомендациями по организации образования детей старшего дошкольного возраста и оценке его качества.

На первом этапе инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации должна быть создана «команда изменений», в которую должны войти, с одной стороны, руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, специалисты ДОО, представители семей воспитанников организации. Включаем в команду представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО.

Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:

  1. Подготовительный (анализ условий, подготовка кадров, ознакомление с программно-методическим комплексом, определение модели предметной игровой техносреды в ДОУ) –апрель 2021 г.– апрель 2022 г.;
  2. Основной (этап реализации содержания программы в образовательной деятельности ДОУ) – январь 2023г. – декабрь 2024г;
  3. Заключительный (подведение итогов, обобщение опыта работы, публикации, презентации и др. формы трансляции достигнутых результатов) – январь 2025г.– июнь 2025г.

Договор по организации и проведению занятий по программе повышения квалификации «Особенности реализации образовательной прогарммы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Презентация программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Приказ об организации инновационной деятельности

Договор оказания услуг

Положение о творческой группе по апробации и внедрению ПМК ДО «Мозаичный ПАРК»

План реализации инновационной деятельности

Положение об инновационной деятельности