Работа с детьми с ОВЗ

В ДОУ функционирует 5 групп комбинированной направленности:
3 группы комбинированной направленности с лёгкими нарушениями опорно-двигательного аппарата (Татьяничевой 12-В) для детей в возрасте от 3 до 7 лет, и 2 группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи для детей старшего дошкольного возраста ( Витебская 2А).

Комплектование групп комбинированной направленности осуществляется согласно направлению МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района г. Челябинска».

Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ направлено на достижение целей полноценного физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия и включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА).

Обучение детей с НОДА ,осуществляется по основной образовательной программе,а так же используются парциальные программы по физическому развитию » Я и моё здоровье» Т. А. Тарасовой ,» Воспитание здорового ребёнка» М. Д. Маханевой, парциальная программа » На пути к здоровью»,разработанная творческой группой коллектива МБДОУ » ДС № 157 г.Челябинска».

Формы и приёмы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с НОДА

1. Оценка функционального состояния организма ребёнка путём инструментальных методов измерения и функциональных проб (индивидуальная карта формы 042-У).

2. Индивидуальный подбор комплексов по лечебной физкультуре, видов массажа, коррегирующих поз, укладок с целью коррекции мышечного корсета.

3. Активная коррекция:

  • проведение занятий ЛФК по подгруппам и индивидуальных;
  • закаливающие процедуры;
  • введение в комплексы по ЛФК дыхательной гимнастики и точечного массажа с целью коррекции дыхательной мускулатуры и повышения резервных возможностей организма ребёнка;
  • проведение физкультминуток между и во время организации непосредственно образовательной деятельности.

4. Пассивная коррекция:

  • классический массаж;
  • рефлекторно-сегментарный массаж;
  • мобилизация тракцией (растяжка мышц);
  • мобилизация ПИР (постизометрическая релаксация мышц).

5. Соблюдение ортопедического режима на протяжении всего пребывания ребёнка в ДОУ.

6. Коррекция психического развития детей педагогом-психологом

7. Логопедическое сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

8. Работа с родителями по соблюдению ортопедического режима в домашних условиях.

Организация работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционная работа с детьми, имеющими особенности в развитии осуществляется в МБДОУ ДС №157 через систему коррекционно-образовательных услуг: коррекция речевых нарушений – в группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Обучение детей с ТНР осуществляется по адаптированной образовательной программе разработанной в соответствии со Стандартом, на основе вариативной адаптированной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой.

В группах комбинированной направленности реализуются две программы. Для ребенка с ОВЗ, на базе основной образовательной программы дошкольного образования, разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

Организация работы по коррекции нарушений речи

Профессиональная коррекция тяжелых нарушений речи у воспитанников МБДОУ ДС №157 осуществляется в 2 группах комбинированной направленности (старшая, подготовительная) для детей с тяжелыми нарушениями речи. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями речи, выраженность которых может быть различна. Дети с нарушениями речи имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его обучения и воспитания.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включает:

  • психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей;
  • мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности, в освоении ООП ДО МБДОУ ДС №157;
  • планирование коррекционно-образовательного процесса на основе взаимодействия специалистов.