Программа модуля направлена на организацию поликультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования «Наш дом - Южный Урал»
«Наш дом - Южный Урал» модуль направлен на организацию поликультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования. Основными подходами к формированию Программы определены : футурологический, предполагающий взаимосвязь целеполагания планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающий научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе, этнокультурных явлений и процессов образования;региональный, обуславливающий выбор образовательных целей содержания, методов и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических, экономических особенностей региона;культуросообразный, рассматривающий человека в процессе приобщения к культуре и как результата интериоризации культуры, включения культуры в мир человеческой субъектности, возможность человека обретать национально-культурную идентичность;антропологический, признающий человека и его целостное развитие, в том числе этнокультурное, как ценность;гуманистический, позволяющий педагогически целесообразно трактовать процесс развития этнокультурной личности как активной, творческой, познающей себя и других, ценность человека, его сознание, чувства, способности познания себя как индивида;средовый, трактующий организацию образовательного пространства как средства социокультурного развития личности, обусловленного взаимодействием детей и взрослых;полилогический, предполагающий необходимость учета множественности, как условия взаимообмена, взаимодополнения, разнообразия процессов, явлений, идей,культур, ценностей, смыслов, вступающих в логическую сопряженность и взаимосвязи полилогичности с диалогичностью;личностно-ориентированный, обосновывающий ориентацию в воспитании и обучении на потенциальные качества личности, позволяющего установить диалогизацию отношений, как субъектно-субъектных взаимодействий педагога и детей в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместными переживаниями и направленной на развитие всей целостной совокупности качеств личности;деятельностный, задающий активную позицию педагога, направленную на формирование личности через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной жизнедеятельности;системный, обуславливающий не только целостность объектов мира, соотношение целого и частей, но и взаимоотношение системы со средой, являющееся одним из условий существования системы. Научная разработка Программы предполагает описание форм и методов реализации содержания, причем, технология включает комплексное задействование всех средств и идей, их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Все это придает универсальность Программе, обеспечивает ее научность, предполагает организационно-методическую оснащенность. В качестве принципов построения Программы были определены следующие: Культурологический принцип, согласно которому отобраны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей не только к общей культуре, но и к национальной, и региональной. В соответствии с этим принципом в Программу включены различные по содержанию темы, раскрывающие внешнюю и внутреннюю культуру народов региона, лучшие образцы традиций и обычаев народной традиционной культуры. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, обеспечивающий полноценное развитие каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса. Принцип педагогической регионализации, создающий основу для реализации воспитательного потенциала региональной культуры в становлении и развитии личности дошкольника. Принцип гуманитарного краеведения, согласно которому стержнем содержания Программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром. Принцип деятельностного подхода в организации образовательных отношений, направленных на развитие детей в разных видах деятельности с использованием разнообразных форм, средств, методов и приемов этнокультурного воспитания. Принцип создания социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психофизиологическим особенностям детей и приобщающей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и поликультурного полиэтнического государства. Принцип научности и достоверности, создающий условия для систематической образовательной деятельности всех участников образовательных отношений. Построение образовательной деятельности, при которой ребенок становится активным субъектом в освоении этнокультурного наследия региона. Принцип активного включения родителей в поликультурную образовательную деятельность дошкольного учреждения путем организации совместных эмоционально- положительных переживаний, активно-действенного опыта общения детей, родителей и педагогов. Принцип взаимосвязи формирования общей и личностной культуры дошкольников, в том числе ценностно-мотивационного отношения к истории и культуре различных народов региона, России и мирового пространства. Принцип управления образовательным процессом, обеспечивающий качество обучения и воспитания, создания условий, направленных на психолого-педагогическую поддержку разнообразия детства, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и поликультурного образования. Реализация подходов и принципов в образовательной деятельности дошкольного учреждения предполагает учет характеристики южноуральского региона. В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них - Уральский федеральный округ. Основными характеристиками данного субъекта Российской Федерации являются: географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные условия, что позволяет рассматривать Южный Урал как единый этнокультурный регион; процессы поликультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Оренбургской, Челябинской областей и Республики Башкортостан; единая среда обитания 120 национальностей и 13 этнических групп (русские — 82,3 %, татары - 5,7 %, башкиры - 4,6 %, украинцы - 2,1 %, казахи - 1 , 0%, нагайбаки - 0 ,3% и другие национальности (немцы, белорусы, мордва, чуваши и др.), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития; уникальность этноконтактной зоны на стыке Европы и Азии, что определяет специфику толерантных межэтнических отношений; стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению; процесс глобализации, усиливающий ориентацию народов, проживающих в Уральском федеральном округе, на мировые и национальные ценности культуры; миграция в регион населения (казахи, таджики, армяне, китайцы и др.) из стран ближайшего и дальнего зарубежья, привносящего в исторически сложившуюся среду жизнедеятельности специфические ценности иных культур. Обозначенные социокультурные процессы в Уральском Федеральном округе актуализируют проблему поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, как оптимального периода жизни человека, приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности; активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур; формирования целостной картины мира; становления духовно-нравственных основ личности. Цели и задачи реализации модуляЦель: способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов южного Урала. Задачи: - Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона южного Урала; - Формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Южного Урала; - Развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности. Комплексные целевые ориентиры как возрастные достижения детей при реализации всех образовательных областей: - ребенок способен опираться на личный опыт при знакомстве с историей и культурой народов Южного Урала; - ребенок проявляет эмоции эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) при ознакомлении с народной культурой (традициями, семейными взаимоотношениями, праздниками, бытом и т.д.) и искусством народов Южного Урала; - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; - ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, стремится к толерантности, уважению к носителям других культур; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания об истории, культуре, видах народного искусства. Целевые ориентиры образовательной области «Познавательное развитие»: - ребенок имеет первичные представления об истории заселения людьми территории Южного Урала, местах проживания первобытных людей; о проявлении первой металлургии, добыче железной, медной руды, возникновении городов-крепостей в эпоху бронзы; о проживании разных народов на Южном Урале; о разных видах труда народов в различных районах Южного Урала; о мастеровых и рабочих железо-и медеплавильных заводов и шахт Южного Урала. Задает вопросы взрослым и сверстникам об истории, культуре народов Южного Урала; - ребенок интересуется сведениями о народном понимании мира, природы, космоса; о кочевых и оседлых народах Южного Урала; жизненном укладе – «ладе» народов, их традициях, обычаях; о службе казаков, охраняющих границы Родины, имеющих традиции, кодекс чести; активно участвует в обсуждении культуры, истории региона Южного Урала; - ребенок знаком с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, лесостепная, степная; с названиями некоторых природных объектов (озер, гор, рек и др.), отражающих историю родного края; растениями, животными, птицами, обитающими в регионе. Объясняет взаимозависимость человека от природы (живой, неживой), мироустройство, лад, порядок в жизни разных народов. Объясняет взаимосвязь народного календаря с основными видами труда народов. Понимает необходимость посильного участия в труде в детском саду и дома. - ребенок знаком с особенностями взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье, традициями и обрядами народов Южного Урала; с названиями народных жилищ, планировки, предметов народного быта; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначении; с народными особенностями режима семьи; с функциями членов семьи у разных народов; с нравственными основами жизни семьи у народов Южного Урала; с распределением обязанностей по ведению хозяйства в семье у разных народов; с некоторыми действиями домоводства и ремесел народов Южного Урала; с родственными связями, родословной; с народными домашними способами лечения больных в семье, с народными домашними видами закаливания. Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. Понимает значение нравственных основ семьи, социальных традиций (отношение к людям, попавшим в беду, к больным, сиротам, к малым детям, старикам и др.). Осознает важность принятого обществом решения. Понимает возможность оздоровления человека народными способами лечения, закаливания. Понимает народные обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.